Джемпер, свитер, кардиган, водолазка, бадлон — у верхнего трикотажа много видов и названий. И «пуловер» — пожалуй, самое общее из них (от pull over — «натягивать поверх»). История пуловера начинается с момента, когда человек научился вязать — первые упоминания об этом сохранились с III-V века в Риме и Египте. Поначалу вязаные рубища обычно носили на голое тело, но с изобретением дресс-кодов пуловер превратился в дополнительный слой между рубашкой и верхней одеждой.
Разномастные свитера служили спасением для рыбаков, полярников и других моряков, работавших в суровых погодных условиях. Поначалу шерсть, идущую на моряцкие свитера, не мыли, и благодаря жировому слою она оставалась почти непромокаемой.Первая ассоциация со свитером — это, конечно, великий американец Эрнест Хемингуэй. Фото писателя в свитере, связанном «косичкой», по-прежнему знакомо любому, кто мало-мальски интересуется литературой. У подобных свитеров своя история — они появились на островах архипелага Аран в Ирландии как одежда рыбаков. Жены вывязывали локальные орнаменты, символизирующие рыболовные снасти, медовые соты и скалистые утесы. Каждая семья имела свою комбинацию орнаментов, поэтому существует мнение, что утонувших моряков порой опознавали по узору свитера. Основным цветом аранского свитера всегда был кремовый (цвет неотбеленной шерсти), но на Хэме — темный.
Знаменит своим трикотажем был и художник Анри Матисс: кардиганы с крупными карманами, где легко можно было держать кисточки, стали неотъемлемым атрибутом художника. Некоторые из них походили на халаты, но даже их он украшал шейными и нагрудными платками. Такое сочетание функциональности и стиля — прекрасный пример для подражания.
Модный мир всерьез обратил внимание на свитера лишь век назад, в 1920-е годы. Они ассоциировались со спортом и здоровым образом жизни, а благодаря Эдуарду VIII, большому любителю свитеров фэр-айл, стали популярны более яркие и смелые расцветки. В 30-е к традиционному вязанию примешалась технология: в пряжу начали добавлять синтетические материалы, а в качестве фурнитуры использовать молнии.
Мода на водолазки (то есть джемперы с высоким воротом) ассоциируется с 60-70-ми, а одним из её прародителей считают Стива Маккуина, чей суровый образ в «Буллите» стал бессмертным, а позже дал ход множеству пародий (самая известная — мультсериал «Арчер»). Любил чёрные водолазки и нобелевский лауреат Боб Дилан. Иконический образ Стива Джобса вы вспомните и без нас. Сегодня водолазка вернулась в мужской гардероб с помпой: её вновь носят под пиджак, заправленную в брюки и навыпуск. А шейные украшения вроде цепочек или крестов в моду не вернулись. Пожалуй, к лучшему.